Статистика блога
195
Записей
3442
Обращений
146797
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Место захоронения кобызши Тилепа Аспантайулы

Наименование объекта: Место захоронения кобызши Тилепа Аспантайулы

Местонахождение объекта: Костанайская область, Джангельдинский район, Калам-Карасуский округ, в 12 км от аула Шокыркуль.

Исследование: Костанайская область. Энциклопедия, под ред. З. Алдамжар -Алматы: Издательство «Арыс»,2006.  218 с.
Республиканский научно-познавательный журнал «Пилот» 2/2011г. Кабылакат Сейдахмет «Сегіз қырлы, бір сырлы жан»-  о Сапаре Искакове и исследовании им творчества Тилепа Аспантайулы.
Сапар Искаков- президент благотворительного фонда «Тілеп», награжден званиями «Человек года»,«Алтын Адам» (2005,2006 и 2008 гг.). Академик Международной академии меценатства, спонсор выхода на сцены республики драмы «Тілеп пен Сарықыз», потомок Тилепа Аспантайулы.
Шоптибай Байдильдин. Тилеп баксы. 2015 г.

Краткая  информация: В округе КарасуДжангельдинского района, в 12 км от отделенияШокыркуль, находится захоронение знаменитого кобызшы и целителяТилепаАспантайулы.До сих пор больные и бездетные люди совершают паломничество на место его захоронения, ночуют на могиле, прося его благословения.

Легенда, исторические данные: Тилеп Аспантайулы (1757-1820) родился и жил в окрестностях Торгая. В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе.Внес большой вклад в казахское музыкальное искусство. До нашего времени сохранились всего три кюя автора, которые вошли в золотой фонд музыкального наследия. Сейчас их исполняют на различных конкурсах. В народе ТилепАспантайулы был известен еще как народный целитель, ясновидящий.Священный черныйкобыз, с помощью которого он лечил людей,  сохранился по сей день и передается из поколения в поколение.
Его кюи «Толғау», «Аллам жар», «Бақсы» вошли в золотой фонд культуры. Тилеп Аспантайулы получил благословение от известного баксы Койлыбая. Легенда о возникновении его кюя «Баксы» описана в поэме Несипбека Айтулы «Тілеп пен Сарықыз», а также особенная судьба юноши Тилепа вошла в основу одноименной драмы. Впервые встретив баксы, Тилеп становится свидетелем целительной силы и могущества звуков волшебного кобыза. Он решает остаться с целителем и ее дочерью Сарыкыз, чтобы научиться играть на кобызе. Он стремится дарить добро сердцам людей. Несмотря на то, что его отец Аспантай с войском покидал родные места, он приходит к решению освоить искусство баксы. Проходят годы, дружба между Тилеп и Сарыкыз перерастает в любовь. Освоив искусство исцеления музыкой, Тилеп расстается с баксы. Влюбленные с трудом распрощались. Тилеп отправился с отцом в долгий путь.В одном из сражений победили силы зла и баксы в этом сражении тоже умирает. Тилеп вдохновит войско звуками, игрой кобыза, даст им силы для победы. К сожалению, поиски любимой Сарыкыз не увенчались для него успехом, злые силы их разлучили. Одиночество Тилепа скрашивала лишь музыка кобыза. Он оживит свою любовь на века звуками волшебного кобыза.


Отправить письмом